В сети появился сайт «Общество распространения полезных книг» — ложа вольных книжников, имеющая множество стратегий, как тайных, так и явных, но одной из главных задач Общества является распространение информации о редких книгах.
Автор и библиотекарь Михаил Климин об «Обществе распространения полезных книг»:
«В названии Общества есть оборот «полезные книги», который является неким ироническим определением статуса книги в обществе. Действительно, в чем мы можем выделить полезность той или иной книги? Допустим, советы для дачников — книга, безусловно, весьма полезная, с точки зрения определенной социальной формации. С другой стороны, с точки зрения культуры, это скорее некий будущий анахронизм, вроде изданий по ремонту тракторов 1930-х годов.
Находясь в современности, мы можем чувствовать постоянный диктат книг, вышедших только что из печати, которые подчеркивают свою актуальную значимость и соответствующую ценность. Полезность тут может еще являться синонимом интересности, как раз продиктованной тем, что книга пришлась именно ко времени.
Для книгоиздательства время зачастую является тем фактором, который должен привлечь читателя к книге. Вспомним фразы, сопровождающие те или иные издания: «Долгожданная новинка» или «Первое издание на русском языке». Эти книги существуют в рамках собственной актуальности здесь и сейчас. Им, как правило, противопоставляются книги наоборот не актуальные в современности, а существующие как бы вообще вне времени, например, «книги, которые не боятся времени» и не горят. Для таких книг время приобретает еще более первостепенное мОбщество распространени, перенося книгу в регистр бессмертных.
Как мы видим, при восприятии книги время оказывается одним из первостепенных факторов. Но, что происходит с книгами, которые остаются между списками «горячих новинок» и нетленной мумифицированной классики? Пожалуй, именно таким книгам посвящена деятельность Общества.
Одной из форм существования книги является забвение. Сложно даже представить, какое количество книг находится в подобном состоянии. Потеряв свою актуальность, в лице живых читателей и современников, множество книг так и не приобретают статус бессмертных. В основном удел существования этих книг сводится к их цитированию в научной литературе.
В такие временные рамки попадают тысячи книг, поэтому я попробую их конкретизировать с точки зрения нескольких векторов.
Итак, время, которое нас интересует — это время между бессмертием и современностью. За основу мы возьмем простую хронологию российского книгоиздательства, условно обозначив ее начало во время царствования Петра Первого и закончим концом 1990-х.
Создав привязку к хронологическому течению времени, мы сможем создавать контекстные ответвления. Выбрав определенные тематические, культурные и исторические контексты, одной из целей Общества будет исследование книг не только как культурного феномена, но и высказывания, которые они образуют. Так, например, лично для себя я выделяю несколько периодов, которые мне особенно интересны:
— Книги по медицине, относящиеся к модернистскому проекту изменения тела человека. К ним я отношу книги, изданные до революции и книги, изданные в период между 1918 и 1936 годом. Социально гигиенические книги, касающиеся как общероссийского проекта «исцеления» (Западные европейцы и русские), так и книги, повествующие про какие-то конкретные социальные проблемы (Хитровский альбом).
— Отдельную часть проекта занимает исследование советских книг. В основном это проза и публицистика забытых региональных авторов, изданная в период с 1953 по 1985 гг. В качестве примеров можем взять следующие книги: Сорняки среди цветов, Оборотень, Вурдалак из Заозерного.
— Особую категорию занимают книги, изданные в 1990-е годы. Книги этого периода отличает своеобразный язык и маленькие тиражи. Многие из этих книг сейчас неизвестны читателям из–за отсутствия включенности в современный культурный контекст. В качестве примера, приведу книгу «Конец кровавого дьявола», посвященную татарскому каннибалу.
Помимо этих направлений, под паноптический взгляд общества также попадают книги, выключенные из общего культурного контекста, парадоксальные, забытые, вредные и запрещенные.
Исходя из просветительской и актуализирующей функции, Общество, на мой взгляд, должно консолидировать людей, заинтересованных в распространении книжного знания. Являясь представителем молодого поколения библиофилов мне было бы интересно понять и обсудить, в рамках деятельности Общества, какое место в нашей жизни занимает книга, каковы ее функции и что самое главное, каковы перспективы отечественной библиофилии».
Возможно, вас также заинтересует Бесплатный архив старых газет.